Неоконченный роман. Любовная трагедия Элема Климова

​9 июля выдающемуся советскому режиссеру и сценаристу Элему Климову исполнилось бы 85 лет.

Творческую судьбу Климова однозначно счастливой не назовешь. Почти все его картины запрещали, «резали», на долгие годы укладывали на полку. Да и снять ему удалось не так уж много. А свой главный режиссерский замысел, экранизацию романа «Мастер и Маргарита», ему так и не удалось осуществить. Такой же недосказанной, недожитой оказалась и личная жизнь режиссера. Непростые отношения с супругой и коллегой Ларисой Шепитько, увы, были прерваны трагедией.

Лариса Шепитько: история восхождения и прощания

Общий успех

Элем и Лариса оба были студентами режиссерского факультета ВГИКа. Правда, Шепитько училась на четыре курса старше. Лариса была одной из самых красивых девушек всего института. Впоследствии Лайза Минелли называла ее самой красивой женщиной во всей Европе.

Климов и Шепитько впервые встретились в очереди в кассу за стипендией. Элем сделал ей пару неуклюжих комплиментов и был благополучно отшит. С тех пор прошло несколько лет. Лариса снимала свой первый полнометражный фильм по повести Айтматова «Верблюжий глаз». Во время экспедиции съемочную группу скосила инфекционная желтуха. Шепитько продолжала работать буквально лежа на носилках. Тогда-то Климов и вызвался помочь Ларисе. Совместная работа позволила им сблизиться, разглядеть друг друга. С тех пор они практически не расставались.

Дебютные картины Шепитько («Зной») и Климова («Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен») вышли практически одновременно в 1963-64 г г. и имели невероятный успех. Оба фильмы собрали массу призов на различных кинофестивалях и пользовались популярностью у широкого зрителя. Это был их общий успех. Опьяненная этим успехом, пара решила пожениться. На вопрос Элема о том, готова ли она выйти за него, Лариса сразу ответила согласием, взяв с жениха обещание, что он не будет на нее давить как на режиссера. Климов свое слово сдержал.

Элем и Лариса были одновременно одной из самых красивых и самых необычных пар в советском кинематографе. Необычность заключалась в том, что оба были довольно видными личностями и ярко заявившими о себе режиссерами. Однако карьерные взлеты и падения у Шепитько и Климова больше практически никогда не совпадали. Третий фильм Ларисы «Родина электричества» чиновники от кино приказали просто стереть с пленки. После ряда неудач Шепитько решила взять паузу. На тот момент пара ждала ребенка. Беременность оказалась тяжелой. Кроме того, в роддоме, находясь на сохранении, Лариса повредила при падении позвоночник и на месяц оказалась прикованной к постели. Несмотря на череду свалившихся неприятностей и проблем со здоровьем, роды прошли успешно. У пары появился сын Антон.

Прерванное счастье

Спустя два года после родов Шепитько вновь вернулась к режиссерской деятельности. Она сняла фильм «Восхождение», который принес ей невероятный мировой успех. Климов впоследствии вспоминал, что эта картина едва не разрушила их семью: «Лариса стала невероятно знаменитой. Летала на кинофестивали по всему миру, купалась в лучах славы. Она стала еще красивее, чем раньше. Мне казалось, что у меня ее вот-вот отнимут». У Элема же в тот период в карьере не всё складывалось гладко. Он никак не мог запустить картину «Иди и смотри», фильм «Похождения зубного врача» практически задвинули на полку. В конце концов, он не выдержал и ушел из дома. Брак оказался на грани распада, но Ларисе хватило любви и такта восстановить отношения, вернуть их в прежнее русло.

Казалось бы, все испытания для Шепитько и Климова остались позади. Каждый шел своим творческим путем, и это никак не мешало семейной идиллии. Лариса собиралась снимать картину под рабочим названием «Село Степанчиково», но была не до конца уверена в том, что фильм окажется столь же успешным, как и ее предыдущая работа. Посоветовалась с мужем. Климов порекомендовал ей экранизировать повесть «Прощание с Матерой» Распутина. Она послушалась.

Съемки должны были проходить на Селигере. Перед отъездом Лариса попрощалась со всеми, кроме супруга. Была уверена, что тот вскоре вместе с сыном приедет к ней на площадку. 2 июля 1979 года машина, в которой находилась Шепитько, вылетела на полосу встречного движения и на полной скорости врезалась в грузовик. Лариса погибла. Гибель жены Климов увидел в ту же ночь во сне. Он долго не мог успокоиться, повторяя самому себе, что это просто сон. Увы, сон оказался вещим. Климов нашел в себе силы закончить картину за супругу. Но вот сил сказать сыну, что мамы больше нет, у него не хватило. 

Последней работой самого Климова стала картина «Иди и смотри», к которой он так долго шел. После этого он взял творческий отпуск, который оказался безвременным. Снимать дальше без той, которая всю жизнь вдохновляла и питала его, он больше не мог.

Источник

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: